Посмотрела недавно "Эксперимент 2: Третья Волна" (это не сиквел к "Эксперименту", можно смотреть без первого фильма, никакой привязки нет). "Эксперимент" был поставлен по мотивам Стэнфордского тюремного эксперимента, а "Третья Волна", как несложно догадаться, лол, по мотивам эксперимента "Третья Волна" Рона Джонса. Пересказывать не буду, кого заинтересует, можно зачесть с подробностями.

Фильм мне понравился, наверное, по большинству факторов; режиссер додумал и вписал в сюжет бэкграунд и личные терки школьников, кмк, это добавляет органичности и сильнее показывает человеческий фактор. Фильм задает некоторые новые вопросы, которых Джонс в своей книге коснулся только слегка; есть очень интересный момент с тем, как изменяется мотивация учителя. Все же, да, думаю, каждый из учителей в какой-то степени хотел бы, чтобы его ученики считали его Абсолютным Лидером. Даже наверное, не только учителей - все же желание признания и самоутверждения прошиты в нас надежно )

Не понравилось: зачем место действия перенесли в Германию? Ну то есть, да, понимаю, немецкая постановка, у режиссера были свои ограничения бюджета и возможностей, но... Оригинальный эксперимент происходил в Штатах, а теперь непременно найдется некий особо одаренный, который, посмотрев фильм, будет уверен, что все дело именно в немцах как расе, а уж вот Его Великий Народ Никогда Бы Так Не Сделал.

Еще не понравилась, наверное, гиперболизированная концовка; все же оригинальный эксперимент до таких дел не добрался. Но опять же, это фильм, режиссеру надо было натянуть tension, ок.

Несколько посмеялась с первой установки "Сила в дисциплине" (было и в книге, и в фильме), где Джонс требует от учеников правильной посадки, называть его "мистер Джонс", отвечать только когда вызывают, при ответе вставать рядом с партой, носить униформу и т.п. Было во всем этом НЕЧТО ЗНАКОМОЕ Вот так двенадцать лет, оказывается, изучаешь азы диктатуры и не знаешь об этом хд А в старушке Британии азы диктатуры и по сей день активно изучаются, и униформа введена во всех школах без исключения, и учителей называют мадам или сэр. Сплошная диктатура, куда не плюнь )

Касательно самой системы, говорили с Дейлой по этому поводу... хз, у меня так и нет определенного мнения здесь. Утверждать, что нет плюсов в демократии - нелепо. Утверждать, что нет плюсов в диктатуре - нелепо тоже, даже если смотреть строго на показатели учеников в процессе эксперимента. К примеру, мне очень нравится, что демократия подняла права женщин, но меня бесит, когда люди начинают оценивать не по интеллекту / способностям, а по "нам нужно добрать черных мусульманок-лесби на рабочие места, а то нами заинтересуется комиссия". Мне нравится, что можно открыто говорить о сексе и, гхм, свободной любви, но меня бесит, когда вокруг говорят ТОЛЬКО о сексе и свободной любви. И так далее по списку.

Но в конце концов, думаю я, феодализм в различных формах существовал тысячи лет; демократия - все еще очень юное явление, если сравнивать со всей человеческой историей. Скорее всего, устареет и она и будет казаться таким же замшелым отстоем. Может быть, когда люди откроют какой-нибудь прибор для измерения мидихлориан способностей мозга, и тогда мы вбежим в меритократию и Платоново "Государство". Или у нас будет этика Джуэйна, или digital immortality, что тоже весьма неплохо )

... в общем, хороший фильм, рекомендую Остались эксперименты Милгрэма и Аша )