Вообще, очень любопытная вещь; написано не совсем как художественный текст, а, скорее, языком фактов. Информации очень много, и очень много деталей, все галльские и германские народы названы поименно, имена вождей, легатов и центурионов, дислокация легионов, маневры... В начале путаешься, но достаточно быстро привыкаешь, запоминаешь, кто чем командовал и к чему стремился, и чтение становится весьма увлекательным. Огромное количество информации, связанной с войсками - боевые построения, постройка и устройство военных лагерей, обмундирование, деление на боевые единицы, тренировки - в общем, если кто из меня читающих любит еще и писать о др. Риме (
Я взялась за "Записки", чтобы прочитать побольше о Цезаре и Верцингеториксе, но война с Верцингеториксом случилась уже в самом конце. Так что к тому моменту, как туда добирается действие, у читателя уже складывается неплохое представление о положении Галлии и положении Рима в Галлии. Немного жаль, правда, что о своих личных... эээ... эмоциях по поводу всего происходящего, Цезарь не пишет абсолютно ни-че-го.
Хотя, нет, не жаль. Нефиг эмоции на войне разводить. Все правильно сделал )
Еще в "Записках" упоминаются центурионы Тит Пуллон и Луций Ворен (44 глава, 5-ая книга), которые каждый стремились доказать свою крутость неимоверную и соперничали за ранг первого центуриона. И в процессе спасли друг другу жизнь, потому что ЧЕСТЬ ЛЕГИОНА ПРЕВЫШЕ, и вообще.
"...Тогда враги, пользуясь его затруднением, обступили его. Но тут подбежал его соперник Ворен и подал ему в эту трудную минуту помощь. Вся толпа тотчас же обратилась на него и бросила Пулиона, думая, что он убит дротиком. Ворен действует мечом и, убив одного, мало-помалу заставляет остальных отступить; но в увлечении преследованием он попадает в яму и падает. Теперь и он в свою очередь окружен, но ему приходит на помощь Пулион, и оба, убив немало неприятелей, благополучно, со славой возвращаются в лагерь. Так подшутила над ними судьба в их соперничестве и борьбе: оба врага поддержали и выручили друг друга, и нельзя было решить, кого из них следует признать храбрей другого."
И, конечно, "Рим" HBO, который ввел обоих персонажей как главных героев - браво! Еще одна отличная отсылка к канону